На данный момент электрические котлы можно считать наиболее удобными и надежными отопительными приборами. Если нужно обеспечить обогрев помещениях без необходимости сжигать ископаемое топливо, то этот вид оборудования оказывается наиболее подходящим решением.
На первое место выходит их автономность от органических видов топлива. Если у дома есть надежная электропроводка, а зимой провода не опадают под тяжестью снега, то можно считать, что электрокотел – это самое взвешенное и разумное решение.
Изначально этот вид оборудования работал совершенно без шума. В этом плане есть сильная разница с турбированными версиями дизельных котлов, которые сильно шумят, доставляют дискомфорт по ночам, так как работают в это время на полную мощность. Газовые котлы имеют такую же особенность, если они не установлены в отдельном помещении.
Электрокотлы не становятся источником выхлопных газов, поэтому не потребуется регулярно выполнять дорогостоящую очистку теплообменников и стенок, как это обычно делают с газовыми или дизельными котлами. Оборудование может иметь различную мощность. Если выбрать котел, который работает от одной фазы, то мощность составляет до 12 кВт. Оборудование с большим показателем мощности требует подключения к трехфазной сети. Это важно учитывать при выборе подходящей мощности.
Особенности технического обслуживания
Электрический котел становится ответственным за погоду в доме в период осень-зима. Поэтому важно заранее проводить техобслуживание, а не в ходе отопительного сезона. Если недочеты выявлены на раннем этапе, то это не только существенно продлевает срок эксплуатации оборудования, но и экономит средства на замену или покупку нового прибора.
Котел обычно работает без перерывов в течение 6 месяцев холодного сезона, поэтому важно выполнять его обслуживание раз в год или чаще. Для этого лучшим временем считается лето. Но в ситуации, когда этого не сделано по какой-то причине, можно провести ТО осенью. В этом случае возникают определенные сложности при выполнении процедуры, так как система отопления запущена, поэтому это дело не рекомендовано откладывать надолго.
Осмотр можно провести самостоятельно при наличии соответствующих знаний и навыков, если таковых нет, то рекомендуется довериться квалифицированному специалисту. Любые непрофессиональные действия способны стать причиной повреждения системы отопления, поэтому значительно возрастут расходы, необходимые для ремонта.
Обслуживание требуется всем котлам?
Котел без должного ухода способен проработать несколько лет, обычно 2-3. Но при отсутствии квалифицированного сервисного обслуживания почти все виды техники утрачивают свои рабочие качества, и электрокотлы в этом списке не являются исключениями.
При выборе и покупке оборудования рекомендуется внимательно подходить к своему выбору. Не рекомендуется брать варианты с минимальной ценой, так как качественная техника просто не может быть дешевой. Правильным решением будет выбор котла, у которого соотношение цена-качество будет оптимальным. В оборудовании должен быть расширительный бак, циркуляционный насос и система безопасности, чтобы все работало без проблем.
По каким признакам можно выявить неисправность?
Есть несколько признаков, по которым можно понять, что срочно требуется выполнить ТО:
- Оборудование не включается;
- При работе котла слышны посторонние звуки, а сам он перегревается;
- Нагрева воды до необходимой температуры не происходит;
- Данные индикаторов искажены, например, на циферблате указано значение 40 градусов, а теплоноситель остается холодным.
При выявлении каких-то неисправностей котла, не влияющих на его работу, не рекомендуется откладывать ремонт на финал отопительного сезона: при возникновении мелких неисправностей тепа падения давления в воздушной камере расширительного бака, незначительное падение давления теплоносителя в отопительной системе или шумная работа насоса становятся крупными проблемами, последствия которых станут причиной дорогостоящего ремонта или замены оборудования в будущем. В таких случаях незамедлительно нужно принимать конкретные меры, а не ждать завершения отопительного сезона.
Негативные факторы при эксплуатации
Тепловые агрегаты имеют определенный срок службы и период эксплуатации. Обычно это более 5-7 лет. Естественный износ деталей и узлов дополняется так же внешним воздействием, что приводит к выходу из строя. Можно выделить несколько негативных факторов, которые сопровождают эксплуатацию оборудования:
- В воде содержится большое количество солей магния и кальция, которые наносят вред ТЭНу;
- При включении и отключении циркуляционного насоса случаются перепады давления и гидравлические удары;
- Иногда оборудование длительное время работает на полную мощность;
- Перегрузки по току.
Еще одной основной причиной, из-за которой оборудование прослужит намного меньше, становится неправильный выбор оборудования, а также ошибки, допущенные при монтаже.
Этапы технического обслуживания
Вся процедура техосмотра котла проходит в 4 шага.
Шаг 1: Проверка условий
Требуется начать проверку с радиаторов и труб, чтобы оценить их герметичность. Для этого мастер тщательно проводит осмотр каждого участка контура. При эксплуатации часто появляются мелкие трещины, а также крупные повреждения. Это все негативно сказывается на работе отопительной системы, а также на функционировании электрокотла. Падение давления даже при незначительных протечках способно стать причиной вывода из строя насоса, а также привести к выгоранию ТЭНов. Клапаны, стыки, вентили и прочие подвижные узлы нуждаются в особом внимании. Все эти элементы снабжаются прокладками, которые выходят из строя в какой-то момент, поэтому мастер их обязательно должен проверить.
Шаг 2: Очистка компонентов
Далее нужно осмотреть сам котел. Мастер сначала поверяет, насколько надежны и правильно установлены все крепежи. При монтаже приборы обязательно должна соблюдаться техника безопасности, между стеной, полом, потолком и корпусом должны быть соблюдены все зазоры. Постепенно рычаги крепления ломаются, поэтому возникает риск, что котел упадет. Это необходимо помнить и периодически проверять на предмет появления трещин, сколов, разнообразных деформаций.
Обязательно нужно проверить ТЭН. Он страдает от жесткости растворенных в воде солей, что сильно снижает КПД котла. Если не обращать внимание на необходимость обслуживания, то оборудование рано или поздно совершенно выйдет из строя. Поэтому для удаления этой накипи специалистами используются разнообразные растворы.
Шаг 3: Проверка электросети
Обязательно нужно проверить датчики температуры и давления, счетчики и электрическую сеть. Включают оборудование, а потом сравнивают показатели, выведенные на дисплей, с теми, что заявлены в технической документации. При наличии расхождений выполняется замена датчиков на новые, так как их невозможно заменить в домашних условиях.
Чтобы обеспечить котлу непрерывную работу, требуется, чтобы электронапряжение было стабильным. От вида оборудования зависит, какое нужно для работы, 220 или 380 В. Важно точно знать, какой котел установлен в конкретном доме. Задача мастера состоит в проверке качества подсоединения к сети, состояние кабеля, который подходит ток.
Шаг 4: Проверка электрокотла
Внутри котла обязательно требуется оценка качества всех выполненных соединений на герметичность, работоспособность насоса, а также отсутствие шумов во время его функционирования. Проверить нужно давление в воздушной камере расширительного бака (если внутри оборудования есть расширительный бак и насос). Все электрические соединения должны быть надежно и качественно затянуты, так как из-за плохого контакта можно столкнуться с тем, что соединение нагреется и случится возгорание.
При условии ежегодного выполнения проверки по перечисленным 4 этапам можно обеспечить работу электрокотла долгие годы. Когда ситуация пускается на самотек, это становится проблемой, которая возникает в любой неподходящий момент. Только при условии ответственного отношения и щепетильности при запуске оборудования получится сэкономить много сил, денег и нервов на дальнейшую работу электрооборудования.
Профессиональный подход
Работы по техническому обслуживанию должны проводиться точно в срок, тогда можно гарантировать отсутствие поломок и существенное продление срока службы котла. Первое обслуживания должно проводиться в первую неделю после запуска оборудования, а далее соответственно графику, указанному производителем.
При ТО проводится:
- Внешний осмотр, избавление всех поверхностей от пыли;
- Осмотр крепления и контактных соединений, их подтяжка;
- Ревизия коммутационных электроаппаратов;
- Осмотр внутренних поверхностей и ТЭНов, чистку.
Любые работы по ТО обязательно должны проводить профильные специалисты с соответствующим образованием, которые хорошо знают, как правильно провести профилактику. Обычно производитель оборудования оказывает услуги сервисного обслуживания. Не рекомендуется прибегать к самостоятельному использованию советов из интернета, если нет уверенности в своей компетентности.
Дата публикации: 02.02.2024